Вы здесь: Главная МРУМЦ Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов Эффективные приемы работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к изучению физики
Крот Светлана Анатольевна,
учитель физики государственного учреждения образования «Средняя школа №9 г. Мозыря»
Уважаемые коллеги!
Позвольте изложить вам свое решение вопроса о приемах работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к изучению физики.
Прологом был перевод себя, как учителя, с позиции носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности.
Следующим этапом стало выявление источников мотивации учащихся. Получилось три основных группы.
Такая дифференциация определяет мою работу по каждому направлению.
Для первой группы учащихся предлагается вовлечение в исследовательскую деятельность через участие в различных проектах. Ряд подобных проектов, например, предлагает даже учебник физики 8 класса.
При изучении материала используем методы и приёмы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. Чтобы включить учащихся в познавательную деятельность и направить их на решение возникшей проблемы исследовательского характера, в задаче должны быть отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы исследовательская задача содержала в себе и некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности подачи материала с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.
Одним из показателей успешности исследовательской работы является стремление к участию в «Турнире юных физиков».
Со второй группой начинаем с углубленной математической подготовки, затем переходим к решению задач повышенной сложности из учебника и задачника, решаем олимпиадные задачи, в том числе республиканских, петербургских, московских, онлайн олимпиад. И, наконец, отработка навыков решения экспериментальных задач с обработкой полученных результатов по методу МНК.
Третья группа – систематическое решение задач базового уровня для подготовки к ЦТ.
Здесь я подробнее остановлюсь на методике, которую я использую.
Учебный год в профильной группе 10 класса начинаю с совместного собрания: дети, родители, учитель. Итогом собрания становится создание команды с общей целью и разделенными обязанностями.
Следующий этап: отработка навыков работы с калькулятором. (Помним что 180 мин на 30 задач ,т.е. 6 минут на задачу. Далее «прописывание» формул по темам к примеру на листах А4
Изучаемых тем – 12, поэтому может быть или 12 листов или, как вариант, 12 небольших папок, которые пополняются по мере изучения материала, куда также можно выписывать определения , названия приборов для измерения физических величин.
Хорошо себя показал в моей практике метод «ключевых задач»: разбор задач в общем виде или наиболее типичных в изучаемой теме. Пример задачи на относительность движения на слайде. Данное условие меняется для системы отсчёта, связанной с различными объектами задачи: лодки, голубя, пловца. Подход к решению остается тем же.
Приобретенные навыки шлифуются и при решении типовых задач второго и третьего этапов репетиционного тестирования прошлых лет. Из практики замечено, что именно аналоги задач этих этапов РТ включают в ЦТ текущего года.
Большую помощь в этом оказывают интернет - ресурсы: сайт РИКЗа , Educon.by, web.physics.ru., последний из названных - это сайт учителя –методиста Саковича Александра Леонидовича.
Вместе с тем есть одна проблема, объединяющая все три группы учащихся. Знаменитый американский ученый- физик Ричард Фейнман о ней сказал так «Не понимаю что такое с людьми, они учатся не через понимание, а каким то другим способом – механическим запоминанием что-ли. Из-за этого их знания очень шатки!» По моему мнению, это «бич» всех или почти всех учащихся. Приведу пример. Задача на применение 3 закона Ньютона отвечающего на вопрос как тела действуют друг на друга. Кто выигрывает в игре перетягивание каната? Она ставит в затруднение даже олимпиадников, так как требует не трафаретного использования формул, а применения полученных знаний в измененной ситуации. И таких примеров можно приводить много. Поэтому работаю над методикой решения этого вопроса.
Таким образом: наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и высокомотивированными детьми, считаю повышение степени
самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании
умений, развитие навыков выполнения экспериментальных заданий,
работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие
творческих и исследовательских способностей учащихся.