• Здание отдела образования

  • Диплом II степени в республиканском конкурсе на лучший проект по организации шестого школьного дня

  • I место в XIV Республиканском конкурсе "Компьютер.Образование.Интернет"

  • Бронзовая медаль Всероссийской олимпиады по программированию у сборной команды Мозыря и Гомеля

  • 2020 ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ!

matematika dlya malyshey 3 700x329«Особенности реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования в образовательном процессе учреждений дошкольного образования»
(на основании республиканского семинара 21.11.2017г, г. Минск, Житко И.В.)

 

Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования - это совокупность элементарных математических представлений, умений, способствующих общему развитию, развитию психических процессов воспитанника, формированию его интереса к математическим характеристикам окружающего мира, чувства уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Дошкольники не знакомятся с математикой как наукой. Математика для дошкольника— это лишь элементарные математические представления, определённые в доступном ребёнку объёме и форме предъявления, а так же доматематические действия, условно «предматематика» (А.А. Столяр, З.А. Михайлова и др.). Знакомство происходит через объекты живой и неживой природы окружающего мира. Вся окружающая действительность представляется в виде множеств, на основании которых ребёнок выполняет различные действия, учится обследовать предметы сравнивать, творчески преобразовывать. Ошибкой воспитателя в работе с детьми по освоению содержания учебной программы, является усложнение заданий, приближение содержания к программе школы, употребление терминов характерных для школьников, непонятных и ещё не нужных детям. (плюс, минус), или упрощение (употребление слов кирпичик вместо прямоугольник, столбик, шарик и другие). Содержание учебной программы направленно на формирование интереса к математической стороне окружающего мира; элементарных математических представлений, умений (ЭМП); развитие на этой основе познавательных психических процессов (ППП), качеств личности дошкольника. В учебной программе употребляются слова «остенсивные определения» – это определения путем демонстрации. Например, воспитатель показывает квадрат (рисунок или бумажную модель) и говорит «Смотрите - это квадрат». Это типичное остенсивное определение.
Технология реализации содержания основывается на алгоритмизации процесса обучения. Житко И.В. познакомила с алгоритмами обучения и деятельности ребёнка и указала на возможные ошибки при работе с воспитанниками.
Формирование математических знаний, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определенной логики познания. Поэтому, чтобы своим неправильным или несвоевременным вопросом, заданием не поставить ребенка в тупиковое положение, а, наоборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха воспитатель должен соблюдать определенную последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения. Алгоритмы обучения могут быть использованы во всех видах деятельности. Предлагаемой системой им отводится значимое место в предматематическом образовании дошкольников.
Алгоритм-совокупность действий, правил решения поставленной задачи. В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определенной последовательности.
Алгоритм обучения (деятельность воспитателя) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий педагога, направленных на достижение образовательной цели. Действия логически, научно обоснованно следуют одно за другим в строгом порядке, опираясь на предыдущие.
Так, например, в алгоритмах обучения счету на слух, при помощи осязания, нахождению многочисленных и единичных множеств большое значение имеют последовательные действия педагога; при обучении детей умению определять количественный состав числа из единиц, из двух меньших чисел, при формировании умения определять взаимообратные отношения между величинами в сериационном ряду необходимо задавать вопросы в строгой последовательности. При показе образования числа, взаимообратных связей и отношений между смежными числами одинаково важной является последовательность и действий, и вопросов.
Алгоритмизация некоторых математических действий детей представлена усвоением дошкольниками в процессе математического развития следующих алгоритмов: счета (количественного и порядкового), составления множества, сравнения множеств по количеству, входящих в них элементов, деления целого на равные части, сравнения предметов по величине, измерения, обследования геометрических фигур. Данные алгоритмы выступают для ребенка как правила, общий способ выполнения действий.
Основными методами выступают: создание проблемных ситуаций, практическая ориентированность математики для дошкольников, моделирование, полифункциональное использование окружающих предметов и явлений с позиции их математического содержания, комплексный подход (использование всех видов деятельности для предматематического развития дошкольников при опоре на ведущий вид на разных возрастных этапах)
Алгоритмы на:
• Формирование представлений о количестве и числе.
• Формирование представлений о величине.
• Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
(Алгоритмы представлены на презентации, имеются в пособии И.В. Житко «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»).
Компетентность воспитанника в области математики (предматематики – для дошкольника) - комплекс необходимых воспитаннику представлений и умений для дальнейшего развития, для ориентировки в окружающей жизни, позволяющие достичь определенного уровня развития речи, мышления.
Для старших дошкольников – это и состояние их специальной (предматематической) готовности к усвоению школьного курса математики.
Критерии определения результата освоения воспитанником программного содержания:
- правильность выполнения действий;
- степень самостоятельности действий ребенка (действует самостоятельно, без помощи взрослого; выполняет действие с помощью взрослого или с его подсказкой; и с помощью взрослого не справляется с заданием, допускает ошибки);
- степень интериоризации умственного действия (производит действие в умственном плане; выполняет действие частично с помощью осязательного и зрительного контроля; выполняет действие развернуто с помощью осязательного и зрительного контроля);
- достаточность объема представлений (полный объем представлений; частичный).
Научно-методическое обеспечение реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» в образовательном процессе учреждения дошкольного образования Ирина Владимировна представила в виде перечня литературы, учебных наглядных пособий по возрастам обучения от первой младшей группы до старшей группы рекомендованных учебных изданий по дошкольному образованию.

Russian Belarusian Chinese (Traditional) English French German

slabovidyaschim

 hom      kart      mail

cb

Профсоюз

z

Охрана труда

mchs

X

oz

adresemail

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

 

medium Slayd v Dokument1

 

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1